Мир профессий в постиндустриальном обществе |
|
Смена профессии - одна из особенностей приходящего времени.
В современном постиндустриальном обществе, как отмечают социологи, человек не редко меняет профессию. Более того, происходит это порой весьма периодично: примерно раз в семь лет (плюс-минус два года). Ситуация, когда человек окончил один институт, а работает не совсем по прямой специальности, стала типичной. И это не только результат кризиса и распада нашего общества. На Западе такого явного распада вроде не наблюдается, но происходит то же самое.
|
|
Это веяние, как раз новой постиндустриальной эпохи. Экономисты отмечают, что мобильность (текучесть) рынка трудовой силой повысилась в разы. Понятно, что человек с более широким образованием имеет большую свободу маневра, чем человек с узкоспециальным. Узкоспециальное образование - есть требование индустриального мира, который отходит в прошлое. Современное требование - это формирование гибко мыслящего человека, способного ориентироваться во многих направлениях человеческой деятельности и быстро самообучаться на отдельных ее участках.
|
|
Роль непрерывного образования в информационном обществе |
|
|
В условиях постиндустриального общества расширяется система обучения (более продолжительный срок обучения, непрерывное образование и т. п.). Научные достижения, технический прогресс, образование определяют сроки перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, постепенно происходят изменения в социальной сфере. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.
|
|
|
|
Ценности
труда в информационном обществе |
|
|
В постиндустриальном обществе меняется сам
характер труда. Монотонный
производительный труд сменяется
творчеством. Предпосылки к тому – рост
сферы услуг, дающий возможность
реализовать себя вне материального
производства; информатизация; рост
квалификации работающих; возрастающая
невоспроизводимость создаваемых благ;
демассификация производства,
предполагающая широкие возможности для
индивидуальной инициативы.
Основа
творческой активности – свобода. Сдвиг в
сторону производства информации и знания
уже не позволяет использовать методы
принуждения работников. Наряду с этим
формируются новые ценности и потребности.
Материальное благосостояние утрачивает
свое доминирующее значение.
Низкооплачиваемый труд вдруг оказывается
более предпочтительным, если он
предполагает возможность саморазвития или
межличностного общения.
По мнению исследователей, перспективой
развития постиндустриального общества
является информационная цивилизация.
Информатика и владение компьютером
становятся второй грамотностью.
Экономической основой информационного
общества являются отрасли информационной
индустрии (телекоммуникационная,
компьютерная, электронная, аудиовизуальная),
которые оказывают воздействие на все
отрасли экономики и конкурентоспособность
стран на мировой арене.
Происходит
интенсивный процесс формирования мировой
"информационной экономики",
заключающийся в глобализации
информационных, информационно-технологических
и телекоммуникационных рынков,
возникновении мировых лидеров
информационной индустрии, превращении "электронной
торговли" по телекоммуникациям в
средство ведения бизнеса. Все эти тенденции
и будут определять новый мир профессий в
постидустриальном обществе.
|
|
|
Тенденции развития рынка труда |
|
|
В России структура спроса на рабочую силу соответствует индустриальному обществу, решающему вопросы массового производства и насыщения рынка, в то время как спрос на американском рынке труда отражает структуру постиндустриального общества, в котором на первое место выходит индустриализация бизнес-процессов.
Последствием нарастания кадрового голода в Америке стало повышение мобильности рабочей силы и уменьшение срока работы на одном месте. В настоящее время 2/3 сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти, а 1/2 — менее двух лет. Для решения проблемы дефицита кадров Штаты стали развивать рынок временного персонала. На российском же рынке такие услуги только начинают появляться, так как рабочая сила на нем по-прежнему не очень дорогая, а деятельность предприятий не очень гибкая. Но хотя доля спроса на временный персонал в России сегодня не превышает и 10%, темпы его роста опережают спрос на постоянных сотрудников.
|
|
Следующее важное отличие: в США в сферу
услуг вовлечено 80% трудоспособного
населения, а у нас — не более 20%. Однако
на основании сравнения сегментов рынка
и истории развития кадрового рынка в
России можно прогнозировать, что в
ближайшие годы спрос в сфере услуг будет
развиваться более быстрыми темпами, чем
в остальных областях.
Для
европейских стран, так же как и для
Штатов, лидерами спроса являются
финансовые специалисты. Но структура
спроса на финансистов разная: в Европе,
как и в России, наблюдается большой
дефицит корпоративных финансистов, в то
время как в США наиболее востребованы
специалисты сферы финансовых услуг (банковских,
инвестиционных, страховых). И у нас, и в
Европе требуются не просто
квалифицированные бухгалтеры, а
финансисты, понимающие бизнес-процессы
компании, принимающие участие в их
развитии и умеющие прогнозировать
будущее.
|
|
Все
это позволяет сделать вывод, что на
рынке труда в России происходят
процессы, схожие с теми, которые
наблюдаются и в других странах мира.
Уникальность же ситуации в том, что у нас
многие процессы идут параллельно, и
каждый год мы преодолеваем дистанцию в
темпе, многократно превышающем темп,
который демонстрировала экономическая
история Запада.
|
|
Какие специалисты будут востребованы через 10 лет в России? |
|
|
В России спрос на образование и спрос на рабочую силу не сбалансированы по многим причинам: это и определенные ценности, устанавливающие приоритет того или иного образования, и страх угодить в армию, и головокружительные изменения на рынке труда. Сегодня какая-то профессия из второразрядной превращается в востребованную и высокооплачиваемую, но лишь через 5-10 лет становится ясно, что из-за ажиотажного спроса на соответствующие дипломы наступает перепроизводство специалистов.
Проблемой номер один системы высшего образования министр образования назвал трудоустройство выпускников вузов. Чтобы ее решить, специалистов нужно готовить только по заказу работодателей. "От деловых кругов, - сказал А. Фурсенко, - мы этого будем добиваться, поскольку сама система высшего образования не может делать себе заказов, в рыночной экономике и государство не может выступать в роли заказчика.
Специалисты нужны работодателям, они и должны выступать в роли заказчика. Но это крайне сложная задача, решить ее можно, если нам известно, какая будет экономика лет через 5 или 10 , какие специалисты будут востребованы , а какие нет, но готовить-то их надо сегодня. Я не раз встречался с работодателями, чтобы обсудить этот вопрос. Они тоже не знают, какая будет жизнь и экономика в ближайшие годы, но готовы объединить усилия для создания национального рынка труда. Хотя я не думаю, что он решит проблему. Тут нужен анализ экономической ситуации в стране, прогнозирование или, если хотите, планирование. И уже есть люди, которые готовы этим заняться.
Они говорят, что и 15 лет назад предвидели, какую роль в экономике займет информацизация, и могли тогда предсказать, сколько нам потребуется сегодня специалистов в этой области. Если они скажут нам сегодня, какую роль в экономике займет ресурсная составляющая, то мы могли бы уже сегодня начать готовить соответствующих специалистов. Работодатели, с которыми я беседовал, проявили огромный интерес и готовность заняться этой проблемой.
|
|
Да и мы, несмотря на сложности, уклоняться от решения этой задачи не будем, если не хотим готовить специалистов, которые работают не по специальности, каждый из которых государству обходится дорого. По крайней мере, у нас есть понимание, что наши вузы готовят много экономистов и юристов, почти совсем не готовят специалистов в области сервиса, который бурно развивается, и снижено количество специалистов в области техники и технологии".
Cреди представителей самых рейтинговых профессий также есть безработные. Необходимый багаж теоретических и практических знаний можно получить, при условии успешной учебы, однако в работе «учебный багаж» быстро устаревает. Его нужно постоянно обновлять. Именно поэтому во всем мире считается нормальным постоянно находится в статусе студента или слушателя.
|
|
Cреди представителей самых рейтинговых профессий также есть безработные. Необходимый багаж теоретических и практических знаний можно получить, при условии успешной учебы, однако в работе «учебный багаж» быстро устаревает. Его нужно постоянно обновлять. Именно поэтому во всем мире считается нормальным постоянно находится в статусе студента или
слушателя.
|
|
http://www.sys-tema.ru/index.php?y=1&id=42
КОНЦЕПЦИЯ "СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ" Санкт-Петербургский
проект InfoDev
http://www.ancor.ru/labour_market/article/?iArticleID=36
http://www.300online.ru/print/1872.html
(ИТАР-ТАСС 11.10.2004 Москва) http://test.alledu.ru/publication_print/432/2634
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|