Меню |
|||||||||||||
Информационная культура |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Сегодня есть все основания говорить
о формировании новой информационной культуры, которая может стать
элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной
среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных
потоках. Информационная культура пока еще является показателем не
общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет
важным фактором развития каждой личности. |
|||||||||||||
|
Понятие "информационная культура" |
||||||||||||
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
|
|||||||||||||
История
информационной культуры насчитывает тысячелетия
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные
кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных
кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения
знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации
и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый
период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура
общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования
и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование
информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные
формы информационной культуры не только не утратили своего значения,
но и обогатились системой взаимосвязей с письменными. |
|
||||||||||||
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между
категорией индивидов, информационная культура которых формируется
под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения
информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура
которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни
ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную
несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого
проявления одних субъектов по сравнению с другими.
|
|||||||||||||
Критерии
информационной культуры человека
|
|||||||||||||
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
|
|||||||||||||
Уровни
реализации информационной культуры
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||
Эмпирическая интерпретация
понятия “информационная культура личности"
|
|||||||||||||
Табл.1
|
|||||||||||||
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств
человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя,
своего места и своей роли. |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Сергеева
Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной
культуры |
|||||||||||||
На главную | |||||||||||||