|
ВОСПИТАНИЕ
Программы
Планы
Анализ воспитательной работы
Ведущая идея сложившейся воспитательной системы школы – развитие личности школьника, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.
К «сильным сторонам» в организации воспитательного процесса школы в последние годы следует отнести эффективное использование коллективных творческих дел, накопленные традиции школьного сообщества, достаточно высокий уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с учащимися. Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей ее активизации в современных условиях стала деятельность по моделированию воспитательной системы.
Материально-техническая база школы позволяет создать необходимые условия для совершенствования воспитательной работы. Имеется: 10 учебных кабинетов, учебная мастерская, спортивный зал, библиотека, спортивные площадки, компьютерный класс. Учитель школы владеет методиками индивидуального и дифференцированного обучения, разрабатывает контрольные работы, организует поисковую работу с учениками, решает проблемы развивающего обучения, участвует в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью творческой способности к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание.
Учитывая сильные стороны педагогического коллектива – профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм с одной стороны, и необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников – с другой, мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе познавательной и творческой деятельности, прежде всего, ее эффективном использовании для создания ядра системы – единого коллектива школы.
Основные системообразующие факторы воспитательной системы:
1. Познавательный компонент (образовательные программы, новые технологии).
2. Внеурочная деятельность (КТД, традиционные дела, исследовательская и просветительская работа и т.д.).
3. Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями микрорайона, взаимодействие с семьей).
Связующим звеном в системе воспитательной работы являются «ключевые» дела: осенний бал, новогодние праздники, акция «Салют, Победа» и др. Из энергии добра и сотворчества рождаются новые традиции, например, турслет, тематические лагерные смены.
Ядром воспитательной системы школы, ее сущностным компонентом, является нравственное и патриотическое воспитание. Поэтому главными направлениями совершенствования воспитательной работы школы являются:
- формирование духовно-богатой, нравственной личности;
- воспитание патриота и гражданина.
Наша сельская школа обратилась к народной культуре. Историю, народные традиции учителя стараются сделать эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков. При разработке элективных курсов используется регионально-национальный компонент содержания образования, приобщая учеников к народной культуре, к основам Православия, к народным традициям. Найдены интересные формы внеклассной работы, включающие детей в активную творческую деятельность: подготовка и проведение народных праздников, посиделки, театрализованные обряды.
В школе созданы и внедряется воспитательная программа «Патриот». В 2005/06 уч. году стартовала школьная туристско-краеведческая экспедиция «Мой край-земля мичуринская», рассчитанная на три года. Основной целью данной экспедиции является поиск, сбор и оформление конкретного материала по краеведению.
Патриотическое воспитание ведется по следующим направлениям:
- Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. (проекты: «Откуда пошла земля Козловская», «Храмы Козлова-Мичуринска», «Геральдика г.Мичуринска», «Праздники и обряды нашего села», «Народные промыслы нашего края», «Жилище, быт», «Народные инструменты. Русская гармонь», «Колокольные звоны Руси», «Народный календарь»).
- Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, изучение творчества местных поэтов и писателей, воспитание музыкальной культуры (конкурсы стихов местных поэтов о родном крае, встречи с местными поэтами П.Герасимовым, В. Михиным, литературный вечер «Поэты о родном крае», конкурсы рисунков «На всей земле нет краше уголка», проект «Народные музыкальные инструменты»).
- Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, села, района, области, изучение шедевров родной культуры (походы по родному краю, в Подзорово (место, где в 1953, 1961г.г. проводились археологические раскопки), экскурсии в г.Мичуринск, турслеты).
- Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового соперничества между детьми и коллективами, реализация древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека (проект «В поход за забытыми играми», участие в военно-спортивных соревнованиях школы и района, проведение оздоровительных лагерных смен, месячников здоровья).
- Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребление редких растений, изучение природы родного края (проект «Природа нашего края», экологические десанты «Родник», «Ручей», трудовые операции «Кормушка», «Домики для птиц», мероприятия, посвященные Дню земли, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, экологический марафон).
- Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм (тимуровская работа, трудовые десанты по уборке территории школы, уход за памятником погибшим односельчанам и могилами ветеранов, работа на школьном огороде).
- Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи (анкетирование, совместные с детьми родительские собрания, спортивный праздник «Дружная семейка», «День матери», проведение совместных праздников, педагогический лекторий).
- Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы на уроке и во внеурочной деятельности (введение в учебный план ОУ таких предметов, как «Географическое краеведение», «Литературное краеведение», «Историческое краеведение» и др., конкурсы сочинений, творческих работ, интеллектуальный марафон).
Команда школы неоднократно участвовала в туристско-военных слетах, в военно-туристской спартакиаде в г. Мичуринске, в соревнованиях на первенстве области по военно-прикладным видам спорта и занимала призовые места (2005г., 2006г., 2007г.).
Школа является идеальным центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья, поэтому спортивно-оздоровительному воспитанию мы уделяем большое внимание. В школе разработана и действует комплексная программа «Здоровье», направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. Для упорядочения и систематизации работы по данному направлению классными руководителями составляется циклограмма деятельности, направленная на воспитание культуры здоровья, проводятся социометрические исследования, анализ мониторинга показателей здоровья, статистическая обработка результатов.
Дни здоровья, спартакиады занимают особое место среди спортивных праздников. Они стали традиционными. Содержание Дней здоровья включает спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спортивные игры, подвижные и шуточные эстафеты, военизированные эстафеты со стрельбой из пневматического оружия, туристические походы. Дни здоровья проводятся 2 раза в четверть. Спортивные соревнования, организуемые в рамках программы Дня здоровья, проводятся в спортивном зале школы, на спортивной площадке, на территории школы. В 2006-07г.г. в школе проводились месячники здоровья, физкультуры и спорта.
В рамках программы месячников проводились лыжные прогулки для учащихся 1-11классов, лыжные гонки, биатлон, подвижные игры на воздухе («Силачи», «Не уступлю горку», «Взятие снежного городка»), Зимние старты, конкурсы рисунков на снегу, конкурсы на лучшую снежную скульптуру, соревнования по пионерболу, мини-футболу, профилактические беседы, путешествие на поезде «Здоровье». Чтобы создать «моду» на спорт, на здоровье учителя школы сами включились в спортивную жизнь, чтобы своим личным примером пропагандировать здоровый образ жизни. В соревнованиях по различным видам спорта, походах, турслетах участвуют и учителя.
Регулярно проводятся профилактические медицинские осмотры обучающихся.
В школе в течение последних трех лет проводилась определенная работа по воспитанию здорового образа жизни. Разработана программа антинаркотического воспитания «Наркотикам – НЕТ». В школе проводились педагогические советы, классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания («Алкоголь – социальная и медико-педагогическая проблема», «Наркотики и дети», «Безопасность детей в наших руках» 2005, 2006, 20007 г.г.) на которые приглашались работники милиции, врачи. Ежегодно проводятся акции, целью которых является антиалкогольная, антинаркотическая, антиникотивная пропаганда.
В 2006г. и 2007г. проводились недели профилактики наркомании, в рамках которых проходили: шок-урок «Наркотики - мой ад», ролевые игры «Умей сказать «Нет!», игра-дискуссия «Наркоманы - особые, или…», беседы «Поговорим о плохих привычках», «Наркомания и токсикомания, их признаки, социальные последствия и меры наказания», «В здоровом теле – здоровый дух», анкетирование, викторина «Мир против наркотиков», конкурсы рисунков «Нет наркотикам!». Были проведены общешкольные и классные мероприятия ко дням борьбы против курения, СПИДа: ролевая игра «Суд над табаком», беседы «Игла – жестокая игра», «Алкоголизм и дети», анкетирование «Твое отношение к алкоголю»(5классс), конкурсы рисунков. Учащиеся школы активно участвовали в общерайонных акциях антинаркотической и антиспидовой направленности: «Встреча в доме с окнами в будущее», «СМИ против наркотиков» (1 место в конкурсе сочинений). На школьном сайте оформлена страничка «Здоровые дети – здоровая страна».
Трудовое воспитание в школе направлено на воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде. В школе культивируются различные виды труда: самообслуживание, работа на пришкольном участке, регулярные трудовые десанты, помощь престарелым, дежурство классов. Традиционны ярмарки поделок, выставки творческих работ, изготовление подарков для ветеранов войны и гостей. Развитию трудовых навыков подчинена и работа кружков, летняя трудовая практика.
Важной составной частью воспитательного и учебного процесса является эстетическое воспитание, направленное на обеспечение целостного художественно-творческого развития детей. Занятия вокалом, танцами, ИЗО стали для школьников средством самовыражения и самоутверждения. В музыкальной школе №1 г. Мичуринска регулярно обучаются учащиеся школы. Концерты, фольклорные посиделки, выставки рисунков, изящных поделок стали в школе традиционными.
В школе сложилась система КТД: новогодние праздники, Вахта Памяти, «А ну–ка, парни» и др. Каждое такое КТД – это огромная ценность для большинства детей и взрослых. Планирование таких дел исходит из интересов учащихся и они вносят в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний активизируют деятельность интеллектуалов школы, фестивали искусств – удовлетворяют детскую потребность в сценическом самовыражении.
Дополнительное образование в школе теснейшим образом связано с базовым, оно расширяет и углубляет его, создает условия для его индивидуализации, сохраняет вариативность, позволяет реально задействовать образование в качестве социально-культурного и здоровьесберегающего ресурса. Школа при таком подходе стала/ особым пространством, общим местом жизнедеятельности детей и взрослых, альтернативной анархизму улицы, разрушающему личность и здоровье детей.
В сфере дополнительного образования школа считает главным:
- создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения;
- повышение и поддержание познавательного интереса детей;
- свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений;
- признание права на пересмотр возможностей в самореализации;
- создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
В школе работают кружки по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое (информационная культура, экологическая культура, краеведение).
|