Дальнейшее развитие светописи 

Фотографы и ученые во всех странах искали способы коренного усовершенствования фотографирования на металлических пластинках. Одним из первых добился успехов в усовершенствовании дагерротипа московский любитель светописи и изобретатель Алексей Федорович Греков. Но имя его оказалось несправедливо забытым.
  

Ипполит Физо

Открытие способа упрочения изображения на пластинке и уничтожения зеркального блеска всецело приписано французскому физику Ипполиту Физо. Факты убеждают в другом: в 1840 году одновременно или даже несколько ранее Физо внес эти усовершенствования в дагеротипию Греков. 

Изготовление снимка на медной иодированной пластинке в 1841 году приписано англичанину Тальботу, в некоторых источниках называют француза Биссона. Документы утверждают другое: весной 1840 года Греков нашел способ получения дагерротипа не только на меди, но также на латуни и других «доступных металлах». Греков один из первых фотографов Европы применил к дагерротипии незадолго до того открытую русским ученым Б. С. Якоби гальванопластику. Он серебрил медные металлические пластинки, тем самым делая фотографию доступной большему числу ее любителей. Эти замечательные труды русского изобретателя не остались в свое время незамеченными. Однако о русском имени «забыли», как только нашлись иностранные имена... 

Греков много трудился в поисках «дешевого дагерротипа» — искал способ фотографирования на медных и латунных пластинках. Способ получения дагерротипа на таких пластинках был открыт им еще весной 1840 года. Московский изобретатель усовершенствовал процесс приготовления пластинок, значительно убыстрив его. Греков заготовлял пластинки за 6 и даже 12 часов до съемки, делал 5—10 снимков, а затем проявлял и закреплял изображения. Это было большим достижением в ту пору.

Греков первый в России изготовлял дагерротипные аппараты с принадлежностями. Знаток типографского дела, Греков, овладев светописью, стал искать способы воспроизведения дагерротипов в виде оттисков на бумаге. Уже в 1840 году он произвел удачные опыты и получил такие оттиски. Таким образом, Грекову принадлежит первенство в применении фотографии к полиграфии в России. Только в Австрии в то время проводились подобные опыты. Совершенствуя фотографирование на металлических пластинках, А. Ф. Греков одновременно разрабатывал способ фотографирования непосредственно на бумаге.
   

Первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры была предпринята в Англии Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, которые экспонировали в ней обычную бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и хлористого натрия (поваренной соли). На такой бумаге, между волокнами которой в результате пропитки образовывалось хлористое серебро, можно было получить изображение различных фигур. Правда, вскоре эксперименты были прекращены, так как экспонирование длилось часами, а изображение получалось малоконтрастным и при рассмотрении на свету полностью исчезало.

Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор - заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра. В 1851 году англичанин С.Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. 

Гемфри Дэви

После 50-го года начал входить в фотографию мокро - коллодионный способ, сменивший дагерротипию. Однако изящные изображения на посеребренной пластинке, не уступали по своим качествам портретам на бумаге. Изображение на металлических пластинках хорошо смотрелось, обладало мягким, приятным тоном. Дагерротипия спорила с фотографией на стекле (с последующей печатью позитива на бумаге).

Но печать на бумаге позволяла размножать фотографические изображения, дагерротипы же получались в одном экземпляре. На бумажных отпечатках правая сторона фотографического объекта оставалась правой, а левая — левой. На дагерротипе изображение было зеркально обращено. Фотография на стекле и печать на бумаге оказались значительно дешевле. 
   

Д. Истмен

Преимущества были явно на стороне нового способа фотографии, который применялся в течение трех десятилетий до распространения в начале 80-х годов сухого броможелатиновото способа. Стеклянные пластинки обливали жидким коллодием — раствором пироксилина, так называемой «взрывчатой ваты», в смеси спирта с эфиром и солями иода или брома. Давали коллодию застыть, затем погружали пластинку в раствор азотнокислого серебра — коллодионный слой становился светочувствительным. Съемку производили на мокрых пластинках. Выдержка исчислялась минутами и секундами. Негатив затем проявляли и закрепляли. Печатали снимки на альбуминной (дневной) бумаге.

Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной. В 1873 году Г. Форель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. 

В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы "Кодак") наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер". Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности. 

На главную | Предпосылки изобретения фотографии | Камера-обскура | Первые снимки в мире | Дальнейшее развитие светописи 
  Аналоговые фотоаппараты | Получение изображения аналоговым фотоаппаратом  | Цифровые фотоаппараты
Фиксация изображения цифровым фотоаппаратом История цифровой пленки | Информационные источники

Сайт управляется системой uCoz