История цифровой пленки |
|||||||
Сейчас ведется много дискуссий по поводу того, как изменится картина «фотографического мира» под воздействием сверхбурного роста цифровых технологий и не вытеснят ли они пленочную, аналоговую печать. Возможно, это и произойдет, если расценивать цифровую эпоху не просто как технологии, а как свидетельство перемены нашего ритма жизни. Если для аналоговой печати требовалось время на проявку пленки, печать фотографий, то цифровая фотография представляет совсем другие возможности. Снимок, сделанный цифровым фотоаппаратом, за несколько минут может облететь весь мир. Но в любом случае, какой бы ни была фотография, она не перестанет быть искусством и нести свою основную функцию – быть уникальным носителем информации, с особым видением реальности, дающим зрителю и познание мира и эмоциональное впечатление. Концепция
"цифровой пленки", картриджа,
который помещался в фильмовой отсек
камеры вместо кассеты, Всё началось в 1998 году, когда компания Imagek (Irvine Sensors Corporation), занимавшаяся разработкой полупроводников, заявила о скором выходе на (рынок цифровой пленки. В чем суть этого устройства? Из обычной 35-мм пленочной камеры извлекается кассета с пленкой и на ее место помещается электронный картридж. Аппарат из аналогового моментально превращается в цифровой. Когда об этом стало известно в мире, все испытали шок. Немного теории. Что такое цифровая пленка? Сенсор, процессор обработки изображения и управления, память для хранении снимков, элемент электропитания. И все это нужно как-то уместить в объем обычной пленочной кассеты и довольно тонкой пластины, располагающейся на месте пленки в фильмовом канале камеры. Конечно, миниатюризация электроники не страшна. Однако нужно помнить, что она стоит денег. С другой стороны, эта миниатюризация не такая уж и значительная и тем более сейчас, спустя 6 лет. Существует проблема гораздо важнее. Как согласовать цифровую пленку с камерой? Причем так, чтобы последнюю никак не переделывать и не вводить какие либо функциональные ограничения по чувствительности , цветопередаче (под определённым источник света ), выдержке и диафрагме. Кроме того, существуют другие нюансы. Цифровая пленка должна знать, когда начинается экспонирование, чтобы перед этим моментом произвести обнуление всех дачных на сенсоре. Она должна правильно регистрировать информацию как при центральном затворе, так и при вертикальном /горизонтальном движении шторок/ ламелей фокапьного затвора. |
|||||||
Такой гибкости и универсальности достичь трудно, скорее невозможно- за разумные деньги. Поэтому на первом этапе вполне логичным представляется изготовление устройства под определенные типы камер и даже конкретные модели. Но стоит только объявить об этом, как в глазах потенциального потребителя данная идея потеряет всякую привлекательность. Потому что основными пользователями новой пленки станут лишь избранные, те, кто сможет выложить круглую сумму изготовление устройства под свою камеру. Камеры, которых не было Применение в камере цифровой пленки требует наличия на корпусе, помимо традиционных органов управления, типично цифровых. Одного дисплея — для съёмки просмотра снятых снимков, другого — для съемочной информации, органов управления — отвечающих на чувствительность, баланс белого, контраст, цветные - цифровые фильтры и прочее. Оснастить подобным интерфейсом цифровую пленку невозможно по причине ее изначальной концепции — замена кассеты с пленкой в любой обычной пленочной камере на цифровой картридж. Отсюда вывод— необходимо разработать новое поколение камер аналого-цифровых, которые могут работать как на пленке, так и на цифре. В такой ситуации наибольшей привлекательностью будут пользоваться не эксклюзивные изделия стороннего производителя, а специально сделанные, но внутрисистемные цифровые камеры от Canon, Kodak, Nikon, Olimpus, Репtах и прочие. Этим компаниям проще технически вписать в свои плёночные корпуса и матрицу, и цифровой интерфейс. |
|||||||
Допустим, цифровая пленка стала бы развиваться, увеличивался бы набор моделей. Поддерживающих новый формат, и в конце концов это устройство превратилось бы в один из стандартов современной фотографии. Но такое возможно только в самых благоприятных условиях, которые могли бы сложиться при... нерыночной экономике. Лет десять спокойной работы, неограниченные средства, поддержка ведущих производителей фототехники — и вместе с кассетами для пленок мы бы пользовались кассетами с матрицами. Но это не произошло. Кстати, в самой концепции цифровой пленки содержится некая составляющая, которая работает против этой технологии. Поясним. Налицо стремление новой цифровой технологии вписаться в существующую аналоговую фототехнику. Однако это стремление неизбежно ограничивает возможности технологии и, как следствие, ее дальнейшее развитие.
Поэтому даже если бы этот утопический проект и был благодаря какому – то чуду реализован, то просуществовал бы он не долго. И в конце концов от него бы пришлось бы отказаться, иначе он стал бы тормозить движение вперед. |
|||||||
1998 г. 11 февраля 1998г. на заседании ассоциации DIMA (Digital Imaging Marketing Association) представитель компании Imagek Джон Геншал познакомил присутствующих с концепцией устройства Electronic Film System (EFS). На следующий день открылась выставка PMA (Photo Marketing Association), где компания Imagek стала распространять изображения устройства EFS –1. Работающий прототип пообещали представить к весне, а готовое изделие – к лету того же, 1998г. Причем цена была заявлена менее 1000$. Некоторые технические данные: КМОП – сенсор с разрешением 1,3 млн. пикселей (макс. 1280*1024), память 40 Мб. Возможность съемки до 30 кадров с интервалом 2 сек. После заполнения памяти снимки переносятся на компьютер через обычный слот PCMCIA. Контактная площадка размещалась на самом устройстве. К лету картридж так и не появился в магазинах. К концу 1998г. многие компании вовсю выпускали цифровые камеры мегапиксельного уровня по цене менее 1000$. |
|||||||
1999г. К
осени появилось известие о
переименовании компании Imagek в Silicon Film и
скором выходе второй модификации
устройства EFS –1. Ее комплектация
увеличилась: цифровая пленка (e) Film,
адаптер PCMCIA (е) Port и устройство для
хранения снимков (е) Box. |
|||||||
2000г. Устройство решили изготавливать на предприятиях компании EMI. Сообщили, что коэффициент пересчета фокусного расстояния равен 2,8x. Появились первые снимки. Некоторые особенности цифровой пленки: формат RAW макс. длинная выдержка 1/15 сек. ИК-фильтр на матрице. 2001г. На выставке PMA компания Silicon Film наконец-то продемонстрировала работающую модель. Но устройство еще не прошло сертификацию и бета-тестирование, также оно требует доработки прежде, чем поступит в продажу. В сентябре 2001г. было объявлено об окончании кредитования данного проекта. Что сегодня? На сайте WWW. SILICONfilm .com. дейтвует только главная страница. Здесь содержится краткая информации о новых продуктах :EFS -4 и ЕFS-10 (естественно, они не доступны), ссылки на PDF брошюры посвященные им, а также призыв к заинтересованным инвесторам и потенциальны покупателям писать электронные письма. Многочисленные ссылки на внутренние страницы не работают. Устройство EFS -4 имеет разрешение 4 млн. пике. Размер сенсора 30x20 мм. 12-битный АЦП, Чувствительность ISO 100—800, режим непрерывной съемки до трех кадров, блок с дисплеем для вывода снимков, гистограмм и съемочной информации. Поддерживаются сменные носители … Питание от четырех элементов АА. Интерфейс USB 2.0 и S-Video. |
|
||||||
Итоги Попытки воплотить мечту в осязаемое железо закончились ничем. Цифровая пленка от компании Silicon Film так и не появилась на прилавках магазинов — одни разговоры да обещания. За прошедшие 6 лет фотографы неплохо приобщились к цифре во всех ее проявлениях: компакты, цифровые зеркалки, сканирование пленок. Выиграли те, кто смотрел вперед, а не оглядывался назад. А для приверженцев дорогих камер ведутся разработки не только цифровых приставок, но и цифровых задних крышек. А вообще вся эта история с цифровой пленкой напоминает какую-то странную игру. Даже далекие от бизнеса люди прекрасно понимают, что любую идею можно превратить в деньги, лишь бы были определенные навыки на этом скользком пути. Профессионалы способны продать не только хорошую идею, но даже саму идею о превращении идеи в деньги. Нашлась бы хорошая идея... С другой стороны, нельзя отрицать то, что разработчики цифровой пленки создали прекрасный миф, который попал па подготовленную почву. Цифровых фотографов в то время было ничтожно мало, а большинство аналоговых — что скрывать! — боялись цифры. Поэтому идея постепенного вхождения в мир цифровой фотографии пришлась им весьма по душе. Вот н получается, что цифровая пленка, идея которой возникала ровно шесть лет назад, в феврале 1998 года, видимо, так и останется навсегда мечтой, прекрасной н несбыточной, как и любая мечта, в которой люди стремятся воплотить идеал, но именно поэтому ей и не суждено никогда сбыться. |
|||||||
На
главную | Предпосылки
изобретения фотографии | Камера-обскура
| Первые
снимки в мире | Дальнейшее
развитие светописи |