"Шаги Великой Победы"
викторина

 
 

 

Цели викторины:

  • привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;

  • используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода; продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;

  • побудить интерес к организаторской деятельности;

  • развитие творческих способностей. 

Структура викторины:
I
-й этап исторический
II
-й этап литературный
III-
й этап музыкальный

 Ход викторины

 Из учащихся 6-9 классов формируются 3 команды.

 Исторический этап

Задание 1. «Фронтовой репортаж». Ребятам предлагаются репродукции гражданской и Великой Отечественной войн. Необходимо отобрать относящиеся к Великой Отечественной войне и прокомментировать события, изображенные на репродукциях.

Задание 2. Викторина. Вопросы написаны на большом листе. Команды отвечают письменно
(20 мин.).

1. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны до начала Великой Отечественной войны?
(20 лет, 1921–1941).

2. Что такое «План Барбаросса»?

(План войны против СССР, разработанный фашистской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск–река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим — он переоценивал возможности фашистской Германии и недооценивал прочности Советского Союза, мощности его Вооруженных Сил).

3. Что такое генеральный план «Ост» («Восток»)? (Это чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал).

4. В каком крупном сражении первых месяцев войны родилась советская гвардия? Сколько месяцев длилось это сражение? (В Смоленском сражении, которое длилось два месяца).

5. Кто такой Р. Зорге? 
(Советский разведчик, сообщивший точную дату готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, о планах милитаристской Японии и многие другие ценные сведения).

6. К концу мая в прифронтовой полосе из местного населения было сформировано 1 755 истребительных батальонов, которые насчитывали свыше 328 тыс. человек. Для чего создавались эти батальоны? 
(Для борьбы против диверсантов и парашютистов, забрасываемых на советскую землю. При приближении фронта истребительные батальоны и группы содействия этим батальонам, как правило, вливались в войска).

7. Назовите города-герои. 
(Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест).

8. Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях? Когда это произошло? 
(В. Талалихин, 7 августа 1941 г.).

9. Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся русских полководцев и флотоводцев, были учреждены в период Великой Отечественной войны?
(Ордена Кутузова, Суворова, Ушакова, Александра Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого; медали Ушакова, Нахимова).

10. Кто такие «Народные мстители» и почему их так называли? 
(Партизаны. Они мстили фашистским захватчикам за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые на оккупированной территории).

Задание 3. Факты и цифры. На двух столах разложены пронумерованные карточки. Красная нумерация означает карточки «Факты», синяя — карточки «Цифры». Для каждой команды готовится свой комплект карточек. Участник команды берет одну из карточек красной нумерации и называет номер ответа из числа синей нумерации. 

Литературный этап

Задание 1.

1. Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»
(Зое Космодемьянской)

2. Какой из своих романов А.Н. Толстой закончил писать в день начала Великой Отечественной войны? 
(«Хмурое утро»)

3. Кому принадлежат строки:

«Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит!»?
(Мусе Джалилю)

4. Строительство какого нефтепровода описано в романе В. Ажаева «Далеко от Москвы»?
(Оха—Комсомольск-на-Амуре).

5. Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?
(Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).

6. Какой писатель в качестве эпиграфа к своему роману взял стихи А. Безыменского «Вперед, заре навстречу! Товарищи, в борьбе / штыками и картечью проложим путь себе, / чтоб труд владыкой мира стал / и всех в одну семью спаял, / в бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!»?
(А. Фадеев, «Молодая гвардия»)

7. В книге и в фильме «На дальних берегах» запечатлен образ Героя Советского Союза — азербайджанца, отдавшего жизнь в борьбе с фашизмом в Италии, где его называли Михайло. Кто этот герой?
(Мехти Гусейн-Заде).

Задание 2. Игра «Кому принадлежат строки?» организуется так же, как игра в задании № 3 исторического этапа.

1. Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на Восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

(Алексей Сурков)

2. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

(Михаил Исаковский)

3. Да разве об этом расскажешь — в какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!..

(М. Исаковский)

4. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных ...

(Ольга Берггольц)

5. Переправа, переправа ...
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.

(Александр Твардовский)

6. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

(Константин Симонов)

7. Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.

(Анатолий Сафронов)

8. Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

(Михаил Светлов)

9. Мама! Тебе эти строки пишу,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

(Эдуард Асадов)

10. Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

(Лев Ошанин)

11. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршой
Наш потрепанный батальон.

(Юлия Друнина)

12. Зловещим заревом объятый,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед за взводом взвод

(Николай Старшинов)

Музыкальный этап

 

Задание 1. Викторина «А песня ходит на войну»

1. О каких событиях рассказывается в песне Е. Жарковского и Н. Бунина «Прощайте, скалистые горы!»? 
(Эта песня о военных моряках Северного флота, которые защищали полуостров Рыбачий в суровые дни войны. Этот полуостров и его собрат во время войны имели важное стратегическое значение — они закрывали выход из Баренцева в Кольский залив. Рыбачий, с трех сторон окруженный водой, а с четвертой — гитлеровцами, почти полностью оторванный от Большой земли, стал неприступной крепостью для врага. Прозванный моряками «гранитным линкором», он выстоял. Ни разу на этот участок советской земли не ступила нога гитлеровского солдата. А осенью 1944 г. солдаты Рыбачьего били врага на его территории.)

2. Назовите авторов и дату первого исполнения песни «Священная война». 
(Поэт В.И. Лебедев-Кумач, комп. А.В. Александров. 26 июня 1944 г., Белорусский вокзал, группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски, которая находилась в Москве.)

3. Назовите фамилию композитора, автора песен «Летят перелетные птицы», «Солнце скрылось за горою», «Враги сожгли родную хату». (М.И. Блантер)

4. Как называется эта песня? Назовите фамилии авторов (после прослушивания). 
(Муз. И. Фрадкина, сл. Е. Долматовского, «Случайный вальс»)

5. Какому городу посвящена песня «Вечер на рейде»? Кто композитор? 
(Городу Ленинграду, комп. В.П. Соловьев-Седой)

6. Назовите песни о Великой Отечественной войне, которые продолжили свой путь в произведениях скульп-
торов. Где установлены эти памятники? 
(Муз. А. Колмановского, сл. К. Ваншенкина, «Алеша», болгарский город Пловдив — памятник Неизвестному Советскому Солдату; муз. А. Пахмутовой, сл. В. Бокова, «Сказ о Мамаевом кургане», г. Волгоград, монументальный памятник победы); (Муз. С. Каца, сл. А. Сафронова, «Шумел сурово Брянский лес», г. Брянск, памятник воинам Советской Армии и партизанам; муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, «Малая земля», близ
г. Новороссийска, монумент «Моряки-десантники»)

7. Назовите день рождения песни братьев Покрасс и Ц. Солодаря «Казаки» (9 мая 1945 г.)

Задание 2. Викторина «Музыка кино». Участники прослушивают песни из кинофильмов (фонограмма) и письменно составляют ответы, в соответствии с порядком прослушивания.

Задание 3. Музыкальная таблица. Командам-участникам вручаются таблицы. Задача играющих: после прослушивания музыки, песни выполнить предложенное задание. Если правильно будут составлены буквы, то в левой стороне таблицы (сверху вниз) получится имя одного из городов-героев. При подведении итогов учитываются ответы в правой стороне таблицы.

1. Звучит песня М. Таривердиева «Мгновенья». Кто исполнитель? Первая буква фамилии певца — первая в левом столбике. (И. Кобзон)

2. Звучит песня Б. Окуджавы «Песня десятого десантного батальона». Из какого она фильма? В левый столбик — 2-ю букву из названия фильма. («Белорусский вокзал»)

3. Звучит песня И. Фрадкина и Р. Рождественского из кинофильма «Минута молчания». Как называется песня? Из названия песни возьмите 9-ю букву. («За того парня»)

4. Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Кто создал это произведение? Из фамилии композитора возьмите 10-ю букву.

5. Звучит песня военных лет «Синий платочек». В каком музыкальном ритме написана эта песня? Из названия ритма возьмите 4-ю букву. (Вальс)

 

  

 
   

 
Назад
 

   
Сайт управляется системой uCoz