Первые снимки в мире |
|||||
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере – обскуре учёные и изобретатели разных стран начали только в первой трети прошлого столетия. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 – 1833), Луи – Жак Манде Дагер (1787 – 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 – 1877). Их и принято считать изобретателями фотографии.
|
|||||
Снимок Ньепса.
Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещённых местах затвердевает. На незакреплённых и неосвещённых местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры – обскуры получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Снимок он так и назвал –
гелиография (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография. |
|||||
Первые опыты с камерой-обскурой Нисефор Ньепс начал проводить в 1816 году, желая использовать ее в литографии. Он собирался переводить изображения на литографический камень. Камеры различных размеров Ньепс изготавливал сам. Вначале он вкладывал в камеру бумагу, покрытую тонким слоем хлорида серебра. Этот процесс не дал удовлетворительных результатов по двум причинам. Нарисованное светом изображение Ньепс не мог закрепить, а само изображение казалось ему неприменимым, поскольку имело характер негатива. Поэтому для дальнейших опытов он избрал иное, реагирующее на свет вещество – сирийский асфальт, или битум, хорошо знакомый ему по предыдущим литографическим работам. Ньепс знал, что асфальт бледнеет на свету и теряет свою растворимость в керосине. Порошкообразный асфальт он растворял в лавандовом масле. И этим раствором, с помощью тампонов из тонкой кожи натирал различные подложки – стекло, цинковые, медные, серебряные пластинки, литографический камень. Асфальт – вещество, малочувствительное на свет. Поэтому сперва Ньепс экспериментировал с ним без камеры-обскуры. Он покрыл стеклянную пластинку тонким слоем асфальтового раствора, после сушки скопировал на нее путем прямых солнечных лучей гравюру, бумажную подложку которой промаслил, чтобы она была более прозрачной для света. После этого он положил пластинку в блюдце со смесью лавандового масла и керосина, которая растворяла асфальт в местах, защищаемых от воздействия света линиями гравюры. После промывания водой и сушки на пластинке оставалось слегка коричневое негативное изображение гравюры. Должно быть, Ньепс очень удивился, когда при рассмотрении на темном фоне увидел прекрасное позитивное изображение. Таким
способом он изготовил на стекле
изображение гравюры, воспроизводящей
папу Пия VII. Копию Ньепс показал своему
кузену генералу Понсе де Мопа, который
был настолько восхищен представшим
перед его глазами образом, что
распорядился оправить его в раму и
демонстрировать при каждом удобном
случае друзьям и знакомым. Один из
нерасторопных гостей выронил случайно
картину из рук, в результате до нас не
дошла эта первая гелиография. |
|||||
В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. В конце января 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". |
|||||
В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями — видами природы и архитектуры. |
|||||
Снимок Дагера. Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере – обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры, он узнал, что Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Первоначальная
слава нового открытия досталась
французу |
|||||
В течение нескольких лет Дагер проводил опыты вместе со своим компаньоном Ньепсом. Дагер заранее уговорил своего компаньона вычеркнуть из соглашения, составленного между ними, слово гелиография, как было первоначально названо изобретение. Эта предусмотрительность принесла выгоду Дагеру. Однако в 1833 г. Ньепс умер, и Дагер сообщил наследнику Ньепса, что он назвал новое изобретение своим именем: "Я окрестил свой (!) процесс - "дагерротип", - пишет Дагер. |
|||||
|
Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надёжный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленной к свету серебряно пластине. Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот снимок автор передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Дагер экспонировал серебряную пластину в камере – обскуре в течение тридцати минут, а затем перенёс в тёмную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка, как в светах, так и в тенях.
Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем –
дагерротипия – и передал его описание секретарю Парижской Академии наук
Доминику – Франсуа Араго. |
|
|||
Первый
фотоаппарат, выпущеный в продажу (Дагер, 1839 год. )
|
|||||
На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил учёному собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Учёные одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошёл в историю как день рождения фотографии.
В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию. |
|||||
В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. В Академии наук хранятся материалы, свидетельствующие о том, что русские учёные не только проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.
В 1839 г. академик И. Х. Гамель (1788 – 1862) отправился в Англию. Там он познакомился с В. Тальботом и его изобретением. В мае – июне 1839 г. Гамель прислал в Петербург снимки с описанием способа Тальбота. Затем прислал аппарат и снимки по способу Ньепса и Дагера. |
|||||
В России первые фотографические изображения получили выдающийся химик и ботаник, академик Юлий Фёдорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота. 23 мая 1839 г. Фрицше на заседании Петербургской Академии наук выступил с «Отчётом о гелиографических опытах», в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов. «Ботаник может пользоваться ею с выгодой, когда речь идёт о том, чтобы сделать, точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария», - сообщил он. Одновременно Фрицше предложил внести существенные изменения в этот способ, - он рекомендовал заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение. Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук представляет собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире. |
|||||
Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку переносили в камеру-обскуру, открывали объектив. Под действием падающих на пластинку солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва видимое «скрытое» изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали в темноте парами нагретой ртути. В местах, подвергшихся действию света, получалась амальгама. Эти места по тону теперь заметно отличались от участков пластинки, на которые не воздействовали лучи света. Лишнее йодистое серебро, не подвергшееся действию света, удаляли затем раствором поваренной соли (позже стали применять гипосульфит); таким образом закреплялось светописное изображение. Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид хотя бы в общих чертах, нужна была выдержка в десятки минут. Снимать портреты практически было нельзя. Чтобы сфотографировать человека, его лицо «выбеливали» мелом, а волосы посыпали пудрой — в камеру-обскуру тогда попадало больше лучей света, отраженных от лица и волос. Но и при этом нужно было просидеть перед камерой на солнцепеке долгое время. Рисунок на серебряной пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. Только под определенным углом иногда не все изображение, а лишь часть его можно было рассмотреть. Пластинки накладного серебра, на которые снимали дагерротип, были дороги. Занятие светописью оказалось доступным немногим. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении. Было очевидно, что труд многих ученых и изобретателей внесет в светопись коренные улучшения, сделает ее жизненной и приблизит к искусству. Дальнейшее развитие светописи >>>. |
|||||
На
главную | Предпосылки
изобретения фотографии | Камера-обскура
| Первые
снимки в мире
| Дальнейшее
развитие светописи |